1. На данный момент Вы не авторизованы. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, тогда Вы можете Войти. Если нет, то Вы можете зарегистрироваться и получить доступ к нашему форуму. Зарегистрироваться.

История BERLIET (Лион, Франция 1902-1980)

Тема в разделе "Франция", создана пользователем Dima, 1 май 2019.

  1. Dima
    Offline

    Dima Профи

    Регистрация:
    28 сен 2009
    Сообщения:
    364
    Страна:
    strana
    logo-Berliet-1907.jpg
    BERLIET (Лион, Франция 1902-1980)

    Компания "Берлие" относится к наиболее знаменитым фирмам, когда-либо изготавливавшим грузовые автомобили, многие из которых стали широко известными. Почти за 80 лет существования на ней создали свыше тысячи различных моделей грузовиков и сотни вариантов двигателей. Многие из лучших машин "Берлие" появились благодаря таланту одного из самых известных автоконструкторов мира - Мариуса Берлие (Marius Berliet, 1866-1949). Мариус Максимин Франсуа Жозеф Берлие родился в многочисленной семье мелкого лионского фабриканта сатиновых подкладочных тканей для головных уборов Жозефа Берлие.

    В 1921 г. он познакомился с первыми бензиновыми экипажами и решил посвятить себя созданию самодвижущихся машин. В 1893 г. Мариус разработал проект своего первого легкового автомобиля и в течение следующего года самостоятельно построил его. После смерти отца в 1899 г. он полностью переоборудовал семейную мастерскую под свои технические эксперименты, а вскоре перебрался в квартал Монплезир, в помещения разорившейся фирмы "Одибер э Лавиротт" (Audibert et Lavirotte). К 1905 г. у Берлие уже работало 250 человек, собравших три сотни легковых автомобилей. В июне 1905 г. на фирму прибыл вице-президент американской компании АЛКО (ALCO) господин Питкинс (Pitkins), a 1 июля Берлие подписал с ним контракт на лицензионное производство в США своих легковых машин. Это событие и стало отправной точкой в истории фирмы "Берлие", позволившее расширить производство и организовать выпуск грузовиков.
     
    Surskoy, Sergey32, Камазист Орг и 6 другим нравится это.
  2. koko brais
    Offline

    koko brais делаю дело

    Регистрация:
    30 июн 2014
    Сообщения:
    1.474
    Страна:
    strana
    Машина:
    MERCEDES
    очень созвучно с Ламберет))))
     
  3. Dima
    Offline

    Dima Профи

    Регистрация:
    28 сен 2009
    Сообщения:
    364
    Страна:
    strana
    Поскольку главной продукцией американского компаньона были паровозы, то с этих пор эмблемой "Берлие" стал силует Заокеанского локомотива. Первой машиной "Берлие" для перевозки грузов стал в 1902 г. фургон на шасси стандартного легкового автомобиля, а первое грузовое шасси с двигателем мощностью 24 л.с. собрали в 1904 г. Через два года появился новый 2-тонный прототип с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 6,3 л и мощностью 14 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач, цепным приводом на задние колеса, открытой платформой на четырех массивных деревянных колесах с железными ободами и местом водителя над двигателем. В первый год продали всего 12 машин, а с 1907 г. на их основе собирали грузовики серии "L" - всего 37 экземпляров. За ними последовал 3,5-тонный, пользовавшийся успехом, автомобиль модели "М" с двигателем рабочим объемом 4,5 л мощностью 22 л.с.
    В 1911 г. началось производство классических капотных грузовиков "CAD" и "САК", снабженных унифицированными 4-цилиндровыми моторами с ходом порщня 140 мм, многодисковыми сцеплениями, 4-ступенчатыми коробками передач, цепным приводом и барабанными тормозами. Особенностью двигателя для модели "САК" были два распределительных вала для отдельного привода впускных и выпускных клапанов, а также компрессионный тормоз-замедлитель. К этому времени Берлие предлагал грузовые машины в 32 вариантах. Для расширения их производства он выкупил участок земли в Вениссьё (Venissieux), восточном предместье Лиона, и приступил к строительству нового завода, где впоследствии впервые во Франции сборку грузовиков перевели на конвейер.
    В 1913 г. "Берлие М" стал основой для одного из самых известных грузовиков первого периода - 3,5-тонной модели "CAT" с местом водителя над двигателем. Перед самым началом первой мировой войны появился еще более популярный грузовик "СВА" классической компоновки с 4-цилиндровым мотором серии "Z"(5,3 л, 25 л.с.) с алюминиевыми поршнями, многодисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач в блоке с главной передачей и дифференциалом и шариковыми подшипниками в трансмиссии. При собственной массе 3580 кг "Берлие СВА" мог перевозить 3,5-4,0 т грузов со скоростью 30~35 км/ч. В 1912 г. на "Берлие" трудилось уже две тысячи человек, а в программу 1911-15 гг. входили 23 модели грузовых автомобилей, в том числе легкие машины "САС" (10 л.с.), 3,5-тонные "САМ", специальные шасси "CAU" и автобусы "САО".
    Компания "Берлие" контролировала в то время 65% национального производства грузовиков. Ее финансовое положение укрепили крупные государственные заказы на снаряды и легкие танки "FT17". В этот период "Берлие" на 30% превосходил американский "Форд" (Ford) по объему производства грузовой техники и количеству занятых в этой области. Но в мирные времена поток выгодных заказов иссяк. "СВА" остался единственным представителем грузовой программы "Берлие", и Мариус продолжал до 1932 г. его выпуск в 10 вариантах (до модели "СВАЮ"). Решив использовать готовое шасси, на основе американского "Студебекера" (Studebaker) Берлие построил легкую модель "VB". Для ее изготовления использовали лучшие сорта американской стали и оставшиеся неиспользованными за время войны качестенные материалы. Такое роскошество в трудные годы привело фирму на грань банкротства и заставило посмотреть здраво на жизнь.
    В 1923 г. Берлие запустил в производство гамму новых грузовиков "VL", "VM" и "VH". На легкой модели "VHA", способной развивать скорость 60 км/ч, в 1924 г. впервые появилось электрическое освещение. Трехтонка "VMP" с двигателем объемом 3,3 л получила в 1925 г. усилитель привода тормозов, а один из первых в мире 3-осных автомобилей "VPD" (6x4) в 1926 г. был успешно испытан в двухмесячном пробеге через пески Сахары протяженностью 2800 км - от Алжира до Нигера и обратно. Это был грузопассажирский вариант на 8 человек и 500 кг груза, оснащенный 6-цилиндровым двигателем мощностью 120 л.с. с электростартером и 4-ступенча-той коробкой передач. Постепенно положение "Берлие" стабилизировалось, и заводы в Монплезире и Вениссьё заработали на полную мощь. В начале 30-х гг. из их ворот выходили разнообразные 2- и 3-осные бензиновые автомобили: развозные "VIL", "VIР" и "VIR" грузоподъемностью 1,2~2,0 т с двигателями рабочим объемом 1,5~2,4 л, средние "VD" и "VS" на 4~5 т, а также 1-тонные пикапы модели "944" - самые легкие грузовые автомобили марки "Берлие" на шасси легковой серии "VIRL".
    Тем временем надвигалась "эра дизелизации", и Мариус Берлие ясно ощутил необходимость перехода на принципиально иной тип двигателя. В начале 1930 г. он съездил в Германию и встретился с Робертом Бошем (Robert Bosch), инженерами фирмы "Дойц" (Deutz) и приобрел лицензию на систему непосредственного впрыска топлива "Акро" (Асго) конструкции инженера Экройда Стюарта (Ackroyd Stuart). В июне 1930 г. чертежи нового мотора были готовы, а 15 сентября собрали первый 4-цилиндровый дизель "Берлие MDA". В ноябре его поставили на шасси "СВАС". После небольшой модернизации в январе 1931 г. дизель установили на опытные 3-осные автомобили. Но первые варианты моторов оказались ненадежными, и клиенты, купившие такие грузовики, заявили фирме протест. Берлие пришлось собрать команду ремонтников, заменивших на местах 600 дефектных головок блоков, чтобы восстановить репутацию фирмы.
    1) Berliet GPM 10, 1931 год
    [​IMG]
    Тем не менее, в 1932 г. на "Берлие" запустили в производство три новых дизеля - два 4- и один 6-цилиндровый, и вся дальнейшая история "Берлие" стала тесно связана с дизельными двигателями. Успеху способствовало начало производства удачной серии "GD" грузоподъемностью 6~7 т, выпускавшейся до 1953 г. в большом количестве модификаций. Первый серийный 4-цилиндровый дизель рабочим объемом 7250 см3 был установлен на 2-осном грузовике "GDHL" и в 1932 г. удачно прошел проверку в очередном транссахарском пробеге.
    2) Berliet GPM 10, 1932 год
    [​IMG]
    3) Berliet GPEF, 1933 год
    [​IMG]
    С 1934 г. в программе "Берлие" появилась самая тяжелая модель "GDM" полной массой 20 т с 6-цилиндровым дизелем рабочим объемом 10850 см3 и 4-ступенчатой коробкой с ускоряющей передачей. До 1953 г. изготовили 7 тыс. таких автомобилей.
    4) Berliet GPEF, 1934 год
    [​IMG]
    С 1935 г. взамен серии "СВА" выпускали новое семейство "GDR7" грузоподъемностью 5,5 т с цельнометаллической кабиной и верхнеклапанным 4-цилиндровым длинноходным (110x155 мм) дизелем "MDF" (5,7 л, 75 л.с).
    5) Berliet GPHE, 1935 год
    [​IMG]
    В 1936 г. Берлие решил перейти на более надежные двигатели с овальной предкамерой по лицензии "Рикардо" (Ricardo). Их выпускали в 4- и 6-цилинд-ровых вариантах "MDF3" и "MDB4" с одинаковой размерностью (120x160 мм), развивавших мощность 75 и 95 л.с. Дизели оказались удачными: их устанавливали на 11 моделей грузовиков серий "GD", "GC" и "GP" грузоподъемностью 5~15 т. Тогда же появились первые грузовики "GDR" с цельнометаллической кабиной над двигателем.
    Между тем, на рынке легковых автомобилей фирма не смогла противостоять натиску сильнейших конкурентов и незадолго до второй мировой войны выпустила свою последнюю легковую машину "Дофин" (Dauphine). Тогда же было освоено новое семейство дизелей "MDJ" со сферической вихревой камерой "Рикардо Комит" серии II (Ricardo Comet Mk II).
    Предчувствуя приближение нового военного конфликта в Европе, Берлие развернул серийное производство машин с газогенераторными установками (наиболее известна модель "VDANG"), а также начал разработку гаммы военных грузовиков "GDR", легких разведывательных машин "VPD" и бронеавтомобилей "VPC".
    6) Berliet TDM, 1936 год
    [​IMG]
    7) Berliet GPEF, 1937 год
    [​IMG]
    Однако в сентябре 1939 г. Берлие получил странный приказ на изготовление снарядов, но отказался от их производства, предложив правительству свои автомобили. В период 1941-46 гг. фирма выпустила 18 тыс. бензиновых и 6 тыс. газогенераторных машин.
    Остававшиеся в неоккупированной зоне Франции заводы "Берлие" 1 мая 1944 г. были до основания разрушены американской авиацией, а 4 сентября Мариуса Берлие арестовали за отказ исполнить военный заказ своей родины и за то, что его грузовики попали на вооружение немецкой армии. Всеми делами на предприятиях "Берлие" стал заниматься младший сын Поль Берлие (р. 1918). Его отец предстал перед судом только в 1946 г. и был приговорен к двум годам тюрьмы с конфискацией имущества и запретом проживания в департаментах близ Лиона. Через год его освободили, вознаградив пожизненной пенсией в 120 тыс. франков ежемесячно. Весной 1949 г. Мариусу Берлие вручили второй орден Почетного легиона (первый он получил еще в 1911 г.), но 17 мая 1949 г. он скончался.
    Первые послевоенные годы оказались чрезвычайно трудными для фирмы "Берлие". Изготовление грузовиков началось в конце 1945 г. с немного модернизированной довоенной модели "GDR7" с 4-цилиндровым дизелем "MDB4C" мощностью 85 л.с. с измененной головкой блока "Комит" серии III. За первые два мирных года было изготовлено всего 600 шасси, а в целом за период 1946-49 гг. объем производства достиг всего лишь 10% от довоенных показателей.
    8) Berliet GDSE, 1938 год
    [​IMG]
    9) Berliet GDM 10 W, 1939 год
    [​IMG]
    10) Berliet GDME 10, 1940 год
    [​IMG]
    11) Berliet GDR 7, 1941 год
    [​IMG]
    12) Berliet GDM 10 W, 1942 год
    [​IMG]
    13) Berliet GPM 10 W, 1943 год
    [​IMG]
    14) Berliet GPM, 1944 год
    [​IMG]
    15) Berliet GDM 10 W, 1945 год
    [​IMG]
    16) Berliet GDR, 1946 год
    [​IMG]
    17) Berliet GPM, 1947 год
    [​IMG]
    18) Berliet GDM, 1948 год
    [​IMG]
    19) Berliet GPM 10 W, 1949 год
    [​IMG]
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 3 май 2019
    mag12009, Ярик 55111, Lehaniva и 5 другим нравится это.

Поделиться этой страницей